Агробизнес-образование - приоритет первого уровня

А.В.Леонов и Н.И.Колпащиков

Директор «КН» Н.И.Колпащиков в составе делегации кировчан изучал вопросы аграрного образования и подготовки кадров для сельхозпроизводства в Нижегородской и Тамбовской областях. 

15-16 июня кировская делегация в составе руководителей сельхозпредприятий и учебных заведений сельскохозяйственного профиля под руководством главы регионального минсельхоза А.А.Котлячкова посетила ГБПОУ «Работкинский аграрный техникум» Кстовского района Нижегородской области, МАОУ «Татановская средняя общеобразовательная школа» Тамбовского района, тамбовский «Колледж общественного питания и сервиса», приняла участие в тематических круглых столах в единственном в России наукограде аграрного направления – городе Мичуринске.

В Мичуринском аграрном университете

По сообщению министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области А.И.Морозова, с 2012 года Работкинский аграрный колледж» находится в ведении Министерства. Но еще в 1916 году здесь был заложен основной принцип обучения воспитанников, а позднее и студентов – жить, учиться и работать в условиях сельской местности, реального сельхозпроизводства. И сегодня, после ряда реорганизаций, учреждение имеет статус совхоза-колледжа, является правопреемником Лысковского зооветеринарного техникума, на его базе работает госсортоучасток «Кстовский зерновой». Именно в этих стенах нижегородцы эффективно реализуют областную программу целевого обучения, в результате чего более 85 процентов выпускников гарантированно трудоустраиваются на предприятиях аграрного сектора экономики.

А.Н.Фирсво и Н.И.Колпащиков

В Тамбовской области сохранены почти все сельские школы, 100 из них остаются базовыми, остальные 600 функционируют в качестве их филиалов. В XXI веке Татановская средняя школа работает в новом статусе «Школа Агробизнеса – Тамбов». Это инновационное образовательное учреждение - региональный ресурсный центр агробизнес-образования. В процессе обучения школьники овладевают профессиями плодоовощевода, тракториста–машиниста; через обучение по модели «колледж-класс» - специальностями среднего профессионального образования - «Агрономия», «Механизация сельского хозяйства».
Научное руководство деятельностью школы обеспечивает Мичуринский государственный аграрный университет.
В школе создан мини-агрокомплекс. Это плодовый сад почти на 5 тысяч квадратных метров, мини-питомник для саженцев, ягодный отдел овощных культур, тепличный комплекс, отдел полевых культур, ландшафтная ферма, метеорологическая и географическая площадка для изучения климатических условий.

Фото на память у Дома музея Мичурина

Как отмечает директор «Клеверов Нечерноземья» Н.И.Колпащиков, руководители региональных информационно-консультационных центров АПК, как в Нижнем Новгороде, так и в Тамбове, поддерживают тесную связь с учреждениями образования в своих областях. Например, по информации тамбовского коллеги А.В.Леонова, на базе Татановской школы создан и работает отдел консультирования по вопросам АПК.
Обладая современной материально-технической базой, сотрудничая с ведущими предприятиями и фирмами Тамбова, Колледж общественного питания и сервиса по праву считается лидером профессиональной подготовки специалистов. Вместе с тем необходимым условием обеспечения качества профессионального образования является участие работодателя в его оценке. Причем сертифицированный выпускник получает сертификат профессиональной компетенции, который дает ему преимущество при трудоустройстве на территории Тамбовской области. Здесь практикуют дуальное образование, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

На госсортоучастке Кстовский зерновой

(К сведению, в Тамбовской области действуют 6 аграрных колледжей, в них обучается 1700 студентов. В распоряжении колледжей находится более 3000 га сельхозугодий, в том числе более 1500 га пашни).
На одном из тематических круглых столов в Мичуринске обсуждалась концепция непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области. Она реализуется в рамках государственной программы, которая предусматривает комплексное развитие всех подотраслей и отраслей, а так же сфер деятельности агропромышленного комплекса. В числе приоритетов первого уровня программы: в научной и кадровой сферах – обеспечение формирования инновационного АПК.
В рамках тематики социального партнерства органов исполнительной и законодательной власти, бизнеса, учебных заведений постоянно обсуждаются вопросы подготовки кадров для АПК, подчеркивает министра сельского хозяйства Кировской области А.А.Котлячков. В их числе – подходы к организации производственной практики студентов, создание агрокластеров, возрождение учхозов и специализированных учебных классов. Опыт Нижнего Новгорода и особенно Тамбова в формировании региональной модели непрерывного профессионального образования «школа-колледж-предприятие», безусловно, заслуживает детального изучения и подлежит анализу.

Пресс-релиз «КН»