История в лицах

Прокашева Нина Федоровна

Прокашева Нина Федоровна

В начале января большой личный юбилей отметила Нина Федоровна Прокашева, одна из первых консультантов-агрономов КОГБУ ЦСХК «Клевера Нечерноземья».

В «Клеверах» Нина Федоровна работала с 2009 по 2012 год, как и прежде, всецело отдавая себя профессиональной деятельности. На наш взгляд, ее трудовая биография всегда складывалась последовательно, и каждый шаг предопределял последующий. И по ним можно проследить историю семеноводства многолетних трав в Кировской области.

Фото из архива КН. 90-е годы

Н.Ф.Прокашева вошла в коллектив научных организаторов Ассоциации НПС «Аэлита» в начале 1995 года. К тому времени она уже почти четверть века занималась семеноводством в НИИСХ Северо-Востока им.Н.В.Рудницкого, работала главным агрономом в НПО «Луч». Обладая набором организаторских качеств, Нина Федоровна, как никто другой, понимала суть системных подходов в работе внедренца, эффективно использовала их на практике. Во второй половине 90-х уже были заключены договоры почти в 400 кировских хозяйствах (из 600), а так же в сельхозпредприятиях Пермской области, Удмуртии, республики Марий-Эл.
В те годы зоной ответственности агронома Н.Ф.Прокашевой стали четыре района – Арбажский, Богородский, Кирово-Чепецкий и Тужинский. Спустя четверть века, работая в «Клеверах Нечерноземья», она никогда не забывала об уникальном опыте сотрудничества на местах и обращалась к нему постоянно.
«Договоры с хозяйствами заключались на хорошо продуманной взаимовыгодной основе, - рассказывает Н.Ф.Прокашева. – Когда я приступала к работе в «Аэлите», то, например, в Кирово-Чепецком районе почти не было бобовых трав, одни злаковые. Но в силу общей экономической ситуации, сложившейся на селе, из-за резкого сокращения объемов внесения органических и минеральных удобрений, известкования и фосфоритования почв, расширение посевов бобовых трав и там стало важнейшим фактором стабилизации почвенного плодородия, производства продовольственного и фуражного зерна, создания полноценного белкового конвейера для животноводства.
…На момент моего прихода в «Аэлиту» там уже сложился актив во главе с Николаем Петровичем Киселевым. Это и В.В.Костицын, В.И.Тиунова, З.С.Шитова, В.М.Беляева, С.М.Мубаракшина, Т.Л.Юрлова.
Задачи ставились конкретно, и ездить по области приходилось больше – до 80 командировок ежегодно. В моих районах насчитывалось около 30 договорных хозяйств, в каждом из них я должна была побывать, как минимум, 3-4 раза в год. В каждом хозяйстве в начале года я согласовывала размеры и структуру посевных площадей, рассчитывала кормовую базу, причем с учетом мнения зоотехнической службы: по сену, по силосу, по зеленой подкормке. Исходя из этого определялось необходимое количество семян, которых надо было либо купить, либо произвести самостоятельно.
Некоторые руководители полностью доверяли своим агрономам. Например, как Геннадий Иванович Кунгурцев (отделение Филиппово ООО «Абсолют-Агро») - Юлии Михайловне Глызиной. Кстати, Ю.М.Глызина, наверное, первая в центральной агроклиматической зоне области серьезно занялась выращиванием гороха на кормовые цели в промышленных масштабах. Или главный агроном Ирина Ивановна Черемискина из отделения «Каринка», которая и сегодня проявляет живой интерес к экспериментам, соблюдает все требования по семеноводству многолетних трав, культивируя сорта высоких репродукций. Закладывает опытные делянки кукурузы различных сортов. Проводит опыты с гербицидами на полях пшеницы. Испытывает разные сорта гороха, который почти эквивалентен дорогостоящей сое в составе кормов.
До сих пор поддерживаем отношения с главным агрономом ООО Агрофирма «Чуваши» Кирово-Чепецкого района И.И.Гребенкиной. Выпускница Савальского сельскохозяйственного техникума, Ирина Ивановна трудится в Чувашах с 1984 года. Она никогда не изменяла убеждению, что над улучшением кормовой базы надо серьезно работать, в том числе, увеличивая площади под травами длительного срока пользования».
…Итак, составлялся план работы, выполнение которого следовало контролировать. Параллельно проводилось обследование старых полей, семенных участков. Когда приступили к внедрению трав длительного срока пользования (козлятник восточный, лядвенец рогатый), работы прибавилось и по обработке семян, и по нормам высева, по уходу за посевами. Не все шло гладко… Кто-то запаздывал с посевами, другие недостаточно уделяли внимания обработке семян, и результаты, естественно, были неутешительными. Поэтому в следующий раз заняться данными культурами было не так то и просто убедить.
И все же, в конце концов, во всех 30-ти хозяйствах Н.Ф.Прокашевой начали заниматься травами.
Неплохих результатов добивались, например, в Тужинском районе. Кстати, самый первый опыт запашки цветущих клеверов на сидераты в Кировской области был продемонстрирован во второй половине 90-х годов прошлого века главным агрономом колхоза «Победитель» Тужинского района С.А.Головиным. (Позднее Сергей Александрович руководил СПК «Новый» (бывший колхоз «Победитель»)).
А в те годы при научном сопровождении «Аэлиты» в Тужинском районе (до Н.Ф.Прокашевой там был научным организатором Н.А.Букатин) на самом высоком уровне организовал работу по стабилизации почвенного плодородия Е.П.Оносов, работавший начальником райсельхозуправления (а потом и главой Тужинского района). Вместе со специалистами Ассоциации НПС «Аэлита» были составлены и успешно выполнялись два пятилетних плана по освоению семеноводства многолетних бобовых трав. В районе, одном из первых в области, на скудных тужинских землях прижились и люцерна, и лядвинец, и козлятник, и все новые сорта клеверов. Настоящими опорными пунктами внедренцев стали агрономические службы местных колхозов – «Ударника», «Победителя», «Имени В.И.Ленина», «Дружбы».
Опыт тужинских руководителей и специалистов был обобщен на выездной коллегии облсельхозуправления с участием всех начальников райсельхозуправлений и рекомендован для повсеместного внедрения. Решением коллегии областного департамента сельского хозяйства была утверждена нормативная база, без которой и сегодня невозможно внедрение и развитие семеноводства в любом отдельно взятом регионе. В ее основе всего несколько цифр и тезисов: каждое хозяйство (не считая семеноводческих), которое желает заниматься семеноводством многолетних трав и обеспечивать себя семенами, должно подсевать не менее 15-25 процентов пашни ежегодно в зависимости от интенсификации сельхозпроизводства, закладывать семенные участки не менее 3-4 процентов, иметь участки раннеспелых сортов и видов не менее 2-3 процентов.
«И так хочется думать, что 20 лет назад мы начинали не бесполезную работу! – продолжает разговор Нина Федоровна. - Взять, например, мое «любимое» хозяйство в Арбажском районе – колхоз «Рассвет», где с давних пор серьезно занимаются заготовкой кормов, контролируют их качество. Здесь всегда имеется переходящий запас фуража, что особенно важно засушливые годы, когда даже самый хороший хозяин рискует оставить своих коров без достаточного количества кормов на зиму.
С конца 90-х «Рассветом» руководит Владимир Николаевич Одинцов. Немногословен, весь сосредоточен на делах хозяйства, внимателен как к текущим вопросам, так и планам на перспективу, в общем – человек дела. Это он выкупил местный льнозавод, который уже находился в стадии банкротства, сейчас выращивает лен на 80 гектарах, производит льнопродукцию. Так же благодаря Виктору Николаевичу в «Рассвете», пусть в небольших масштабах, но сохранено коневодство.
Очень долго мы внедряли здесь козлятник, так как поля в «Рассвете» очень низкие, болотистые, совершенно не подходящие для данной культуры. То и дело приходилось сеять заново, но директор никогда не возмущался по этому поводу, наоборот, вместе с агрономами искал выход. И все получалось».
Системность этой работы определяла документальная база. Например, первым пунктом в плане работы НПС «Клевер» в составе Ассоциации «Аэлита» на 1995 год было выполнение программного документа – постановления коллегии департамента о расширении площадей под многолетними бобовыми травами. Все научные организаторы должны были в кратчайшие сроки отчитаться и доложить о результатах своей внедренческой деятельности, определить для себя основные направления работы на год вперед. За месяц до посевной надо было организовать и провести учебу специалистов и механизаторов из договорных хозяйств по технологии возделывания раннеспелых клеверов, причем непосредственно на местах и в институте повышения квалификации кадров АПК. Перед научными организаторами ставилась задача разработать и утвердить районные программы по работе с раннеспелыми клеверами, технико-экономические расчеты возделывания семенников и выйти с предложением о финансировании за счет земельного налога, выделяемого на коренное улучшение земель и повышение плодородия почв из районного бюджета.
Интересно проходили заседания областного «Клуба 19-ти». В него вошли передовые хозяйства в Белохолуницком, Санчурском, Яранском, Уржумском, Пижанском, Зуевском, Немском и других районах, подсевавшие от 20 до 30 процентов многолетних бобовых трав. Их руководители, как никто другой, понимали простую логику: если мы хотим пропустить всю пашню за 5 лет через клеверное поле, чтобы насытить почву биологическим азотом, органическим веществом, снизить до минимума ветровую и водную эрозию, получать экологически безопасную продукцию, то надо подсевать как минимум 20 процентов пашни ежегодно.
«Весь огромный коллектив «Аэлиты» был, как единое целое, - говорит Н.Ф.Прокашева. - Спросите научных организаторов на местах – Николая Павловича Петрянина из Вятских Полян, Виктора Егоровича Курагина из Немы, Владимира Николаевича Гуляева из Лебяжья, Алексея Михайловича Зыкова из Яранска, Николая Ивановича Жирнова из Малмыжа, десятки других, - и все они скажут, что это был лучший период в жизни.
...Кто лучше Н.И.Жирнова знал о такой культуре, как люцерна? Николай Иванович всю жизнь жил и работал в Савалях, традиционно для тех мест занимался семеноводством люцерны. Я познакомилась с ним еще в 70-х годах прошлого века, когда работала в НИИСХ Северо-Востока под руководством Нины Михайловны Баженовой.
Как раз тогда было принято решение размножать пшеницу в Савалях. И я по поручению руководства нередко выезжала в Малмыжский район. Точнее – вылетала, так как в условиях вятского бездорожья в те годы выручала малая гражданская авиация. По приземлении меня неизменно встречал Николай Иванович Жирнов, тогда еще агроном хозяйства. Увлеченный до фанатизма биологией и агрономией, он постоянно находился во власти эксперимента над селекционным материалом.
Что касается люцерны, то Н.И.Жирнов в совершенстве овладел технологией ее возделывания. И, когда возникла нужда в восстановлении семеноводства этой культуры в Кировской области, он, пожалуй, стал первым и главным консультантом.
Надо учиться друг у друга, обмениваться мнениями, перенимать опыт. Только следуя этому правилу, совместная работа принесет плоды.
Уникальным специалистом в области защиты растений была Зинаида Геннадьевна Ефремова (старший научный сотрудник лаборатории ячменя НИИСХ). Многие обязаны ей и опытом, и знаниями.
Но, конечно, самую большую роль в моей жизни сыграли люди, под руководством которых мне довелось, а точнее – посчастливилось, работать: Н.М.Баженова, Н.А.Родина, В.К.Байтингер, Н.П.Киселев. Это – та еще, старая школа наставничества, когда руководитель умел убеждать личным примером, когда учитель так умел научить ученика, «чтоб было у кого потом учиться».
И все они – «мои учителя» - проявляли живой интерес к «ученикам», переживали и волновались о том, готовы ли мы применить теоретические знания на практике. И за это им – низкий поклон».
Низкий поклон и Вам, уважаемая Нина Федоровна! Спасибо Вам за труд, за любовь к родной земле и преданность делу, которому Вы посвятили всю свою жизнь. Будьте здоровы и благополучны!

Н.П.Киселев,
Почетный гражданин Кировской области,
Н.И.Колпащиков,
директор КОГБУ ЦСХК «Клевера Нечерноземья»,
коллектив «КН».