Марий эл: антикризисные дороги

  • Архив
В Сернурском районе каждый год избавляют от бездорожья по одной - две деревни. Это инициатива муниципальных властей. Дело очень дорогое. Один километр нового строительства тянет миллионов на 30, а то и больше, в зависимости от категории трассы. Сернурцы решили строить дороги по упрощенной технологии, с использованием только местных дешевых или вовсе бесплатных материалов.
Готовится полотно, устраивается песчаная подушка, в основание идет щебенка или отходы стройматериалов вроде битого кирпича. А сверху все залицовывается слоем шлака. По стойкости такие доморощенные дороги асфальту, конечно, уступают, зато намного дешевле. К тому же их прокладывают там, где нагрузка невелика - в малых деревнях, на окраинных улицах.
Под тяжестью дорожного катка шлак спрессовывается, а пропитавшись известковой мукой, вообще превращается в монолит и служит достаточно долго. Вот в Лажъяле шлаковый проезд построен несколько лет назад, а выглядит как новый. Если дорогу не давить большегрузной техникой, то ей долго сносу не будет. На сегодняшний день дороги антикризисной серии работают уже в дюжине деревень. Шлак в районе теперь самый большой дефицит, его вычищают под метелку.
Дороги из асфальта лучше, говорит глава администрации района, но если ждать, когда на них появятся деньги, то большинство селений просто исчезнут с лица земли. Так что приходится искать нестандартные решения.